Сегодня услугой онлайн-кастомизации обуви уже никого не удивишь – такой сервис предлагают Nike, adidas, Timberland и другие известные бренды. Как интегрировать ее в свой бизнес и предоставить новые возможности, задумываются многие обувные компании.
Одним из пионеров онлайн-кастомизации обуви стал любимый бренд скейтбордистов Vans – новаторскую услугу Vans Customs он запустил в 2004 году. Для создания собственного дизайна клиентам марки уже тогда были доступны сотни различных комбинаций цветов и рисунков. Изначально сервис распространялся только на слипоны, однако уже вскоре к ним прибавилась и культовая модель Old Skool. Сегодня Vans предлагает наносить на кеды любые изображения.
Довольно скоро идея кастомизации стала одной из составляющих культуры бренда и вышла за пределы интернета. В 2010 году марка запустила конкурс на лучший дизайн обуви Vans Custom Culture для американских школьников. В первый год в нем приняли участие 326 школ по всей территории США, два года спустя к состязанию присоединилась Бразилия, а в 2017-м количество школ-участников достигло 3 тысяч. Активному вовлечению учебных учреждений во многом способствует призовой фонд конкурса – его победитель выигрывает 50 тыс. долларов для своей школы.
Цель конкурса – вдохновить учащихся и поддержать их творческие порывы, а также привлечь внимание к проблеме сокращения госбюджета на образование в США. В Vans считают: «Каждый человек должен иметь возможность выражать себя с помощью творчества, а для этого необходимы инструменты».
Время от времени Vans устраивает акции кастомизации в рамках спортивно-музыкальных фестивалей или в собственных креативных пространствах, которые расположены в разных городах мира. Иногда приглашаются художники, вручную расписывающие обувь Vans всем желающим, а иногда поклонники бренда могут самостоятельно разработать дизайн кед. Для этого им предлагают лист бумаги с контурами обуви, который раскрашивается маркерами, а затем сканируется в мобильном приложении, где создается 3D-модель.
Старт для бизнеса
Итальянский стартап AliveShoes не стал ограничиваться кастомизацией клиентских пар обуви, а предложил дизайнерам удаленно разрабатывать собственные бренды, переложив процесс производства на AliveShoes. Компания была создана в 2013 году Лукой Боттичелли, который вырос в семье обувщиков и уже 17 лет работает как в digital-сфере, так и в индустрии обуви. Сооснователями стали инженер-программист Марко Феррони и дизайнер Микеле Торреси. Производство, основанное на ручном труде мастеров, расположено в Италии, в регионе Марке, который называют также «Долиной обуви».
AliveShoes представляет собой онлайн-платформу, на которой любой желающий может создать индивидуальный дизайн обуви. Разработав хотя бы один стиль, дизайнер открывает собственный виртуальный магазин. Если в течение месяца он наберет как минимум семь предзаказов, обувь поступит в производство. По мере продвижения и увеличения числа продаж дизайнер получает от AliveShoes бонусы, например, профессиональную фотосессию или бесплатный рестайлинг логотипов. После 200 заказов ему присваивается статус официального дизайнера AliveShoes, и он приглашается в Италию на обучение.
«Мы не являемся компанией, предоставляющей услугу кастомизации обуви, и не предлагаем клиенту создать одну пару обуви для себя, как это делает, например, NikeID, – поясняет Лука Боттичелли. – Мы предпочетаем давать людям инструменты для самовыражения и создания собственного бренда, продукция которого будет продаваться по всему миру». В проекте приняли участия уже более 40 тысяч человек, из которых выбран пул официальных дизайнеров AliveShoes. Персонализации подлежит не только сама обувь, но и ее упаковка. За дополнительную плату компания уберет свои собственные логотипы с упаковки, обуви и стелек, а также обеспечит эксклюзивность дизайна – никто другой не сможет его повторить.
Кроссовки будущего
Настоящим прорывом и ориентиром для будущих разработок в сфере моды стало изобретение кроссовок ShiftWear, верх которых выполнен из гибких цветных дисплеев на электронных чернилах. Проект был запущен на краудфандинговой площадке Indiegogo в 2015 году и собрал пожертвования в размере 926 тыс. долларов, что на 3000% больше заявленной изначально суммы.
Кроссовки ShiftWear позволяют устанавливать собственный дизайн с помощью мобильного приложения. Это могут быть черно-белые или цветные изображения, статичные или анимированные – выбор ограничен только фантазией владельца пары.
Расположенные внутри обуви аккумуляторы способны заряжаться от кинетической энергии во время ходьбы. Этого достаточно для поддержания работы дисплеев в режиме стандартного статичного изображения без подсветки. При более энергозатратном дизайне можно подзаряжать батареи с помощью технологии беспроводной зарядки. По заверению разработчиков, кроссовки ShiftWear будут достаточно стойкими к изнашиванию, их подошву станут покрывать кевларовым волокном, используемым при создании бронижилетов. Кроме того, обувь не промокает, и ее можно стирать в машинке.
Как и AliveShoes, американский стартап ShiftWear планирует создать на основе своего сервиса площадку для дизайнеров, которые будут продавать разработанные ими уникальные стили. Умные кроссовки уже доступны для предзаказа, цена на них составит 500 долларов, еще в 100 долларов обойдется выбор цвета деталей, не покрытых электронной бумагой.
Для искушенных клиентов
Идею персонализации обуви положил в основу своего нового бизнеса португальский предприниматель Жозе Невеш, основатель интернет-магазина Farfetch. Он возродил собственный премиальный бренд кроссовок Swear, созданный 22 года назад, предложив клиентам услугу онлайн-кастомизации.
Покупателям доступны два варианта. Базовая опция Customise 48HRS ограничивает выбор тридцатью готовыми стилями, в которых можно менять цвет и материал. Преимущество такого варианта – в быстрой доставке, она займет всего 48 часов. Опция Customize 360 предлагает больше пространства для полета фантазии и создания собственного уникального дизайна с применением 3D-технологии. За эксклюзивность и ручной труд придется расплатиться временем – такой заказ будет доставлен в течение 4-6 недель. Помимо распространенных материалов, клиенты Swear могут выбрать и экзотику – например, кожу крокодила, питона или страуса. В зависимости от материала, цена за пару составит от 215 до 7150 фунтов стерлингов.
«Наши клиенты это искушенные онлайн-пользователи, которые уверены в своем стиле, – объясняет Марио Муттенхалер, управляющий директор Swear. – Они ищут уникальный продукт, которого нет больше ни у кого, и рады потратить 400 или 500 фунтов стерлингов за пару таких кроссовок».
Swear регулярно приглашает к сотрудничеству художников, известных блогеров, музыкантов и других лидеров мнений, которые разрабатывают свои варианты дизайна обуви.
На Swear Жозе Невеш опробует и новую бизнес-модель. Вместо традиционных оптовых поставок в партнерские магазины компания установила в торговых точках планшеты, через которые покупатели могут оформлять заказы. Прямые продажи должны составить почти 100% от общего объема, за исключением реализации в «братском» магазине Farfetch.
Персонализированный люкс
Эксперимент с сочетанием традиционной торговли и онлайн-кастомизации поставил и британский дизайнер обуви Николас Кирквуд. В честь своего 10-летия обувной отдел 10022-Shoe универмага Saks Fifth Avenue установил большой цифровой экран, на котором в течение трех дней покупатели могли разработать собственный дизайн обуви Nicholas Kirkwood. Им было предложено выбрать модель, материалы, цвета верха и нитей, которыми вышивались инициалы владельца, – в общей сложности больше тысячи возможных комбинаций. Рядом с экраном располагалась небольшая витрина, где можно было ознакомиться с уже готовыми парами обуви и увидеть образцы цветов и материалов.
Аналогичный сервис Nicholas Kirkwood ранее представил на онлайн-платформе Farfetch. Люксовый интернет-магазин активно развивает сервисы персонализации – в числе его партнеров, предлагающих кастомизацию обуви или сумочек, значатся также бренды Dorateymur, Sergio Rossi, Toga Pulla, Fendi. В феврале список пополнил креативный директор Ferragamo Пол Эндрю. Эксклюзивно на Farfetch он предоставил возможность кастомизации трех моделей туфель его бренда Paul Andrew. По желанию клиента их можно изготовить из различных материалов – кожи питона, крокодила, замши, шелка и других, – а также выбрать цвета и украшения. Цены начинаются с 690 долларов и достигают 2500 долларов в случае использования экзотических шкур.
«Я давно думал о кастомизации, – признался Пол Эндрю, – это естественный этап развития бизнеса. Я постоянно получаю запросы на индивидуальный дизайн обуви от прекрасных клиентов – многие из которых невесты, – они все нуждаются в чем-то особенном».
Станет ли персонализация полноценной частью его бизнеса, Пол Эндрю пока затрудняется ответить, но он уверен: будущее – за данным направлением, ведь это возможность не только предложить клиенту что-то особенное и очень личное, но и наладить новый способ коммуникации с ним.
Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion