Глава МИД Сергей Лавров направил в Министерство транспорта РФ и Росавиацию письмо с предложением расторгнуть договор с Бермудами, согласно которому российские авиакомпании могут регистрировать свои самолеты на заморской территории Великобритании. Копия документа имеется в распоряжении РБК.
«Если реализация положений соглашения с Бермудами ставит под серьезную угрозу безопасность пассажирских перевозок, возможно, следовало бы рассмотреть вопрос об инициировании прекращения действия рассматриваемого международного договора», – говорится в письме.
По словам экспертов, говоря о безопасности полетов, Сергей Лавров ссылается на результаты проверки российских авиакомпаний Генеральной прокуратурой РФ и ФСБ, которые были опубликованы в мае. Инспекция показала, что порядка 400 лайнеров эксплуатируется с изменениями типовой конструкции без сертификации. При этом все они зарегистрированы на Бермудах.
Наблюдатели уверены, что письмо Сергея Лаврова можно воспринимать как руководство к действию для отраслевых ведомств. Однако окончательная позиция такого же Минтранса пока не ясна. «Ситуация напоминает введение электронной путевки для туроператоров. Долгое время было непонятно, на какой стадии находится работа над проектом. А потом в считанные недели туроператоров в добровольно-принудительном порядке попросили её протестировать», – заключил один из экспертов. Вполне возможно, что после обращения г-на Лаврова чиновники из Минтранса в спешном порядке примут решение о разрыве договора с Бермудами и фактически вынудят российские авиакомпании перерегистрировать борта. Но в таком случае можно ожидать, что на авиационном рынке начнется коллапс. Перевозчики просто выстроятся в очередь в Росавиацию. Сколько будет проходить процедура оформления даже одного самолета – неизвестно, и флоты фактически окажутся без официальных допусков на полеты.
Кроме того, перерегистрация станет значительным финансовым бременем для авиакомпаний, которое они, скорее всего, переложат на пассажиров. А значит неизбежен рост тарифов.
Наблюдатели считают, что в текущей ситуации Минтрансу совместно с перевозчиками необходимо разработать дорожную карту для плавного перевода бортов в российский реестр. При этом желательно, чтобы процесс перехода длился минимум несколько лет.
Отметим, что эти предложения звучат как минимум последние 4 года. Однако в 2019-м Росавиация и Минтранс перешли от обсуждения к конкретным действиям, в частности, запретив Nordwind использовать два самолета из-за изменения типовых конструкций и организовав масштабную проверку Pegas Fly.